Консультационный центр
Консультационный центр можно рассматривать как структуру из нескольких составляющих, одна из которых решает общие задачи и является универсальной в любых условиях, а остальные — решающими специфические задачи в особых условиях.
Такая многопрофильная структура кабинета позволяет использовать его в экстремальных ситуациях и на так называемых «территориях риска», где возможно проявление отдаленных последствий вредоносных средовых воздействий, отрицательно влияющих на развитие детской психики.
Адекватность и полноценность функционирования консультационного центра должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
Группа детей с ОВЗ полиморфна. Для определения характера отклонений и потенциальных возможностей развития и обучения ребенка необходима совместная работа специалистов разного профиля: педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, методистов и т.д. Взаимодействие специалистов может рассматриваться как начальный этап психолого-медико-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Многофункциональность консультационного центра, ориентированность его на оказание помощи в экстремальных ситуациях позволяет решать ряд задач, связанных с коррекцией стрессовых нарушений и их последствий у детей разных категорий, том числе и у детей с ОВЗ:
— купирование развития острых стрессовых реакций;
— нормализация эмоционального фона деятельности;
— снятие эффектов умственного утомления;
— формирование адекватной установки на выполнение учебной деятельности;
— коррекция негативного мотивационного отношения к работе на последних уроках.
Основной принцип работы — индивидуальный подход к детям, что выражается:
— в поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей в сфере интересов, способностей, склонностей;
— разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и психокоррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей;
— выработке и реализации эффективных методов оказания психологической помощи и поддержки в экстремальных и критических ситуациях.